Сегодня: Нов.стиль:
25 марта 2025 года
Ст.стиль: 8 марта 2025 года

Священномученик Василий Иванович Харченко.

Родился в селе Казацкое Звенигородского уезда Киевской губернии. Это славное село в 1881 году насчитывало 3257 жителей православного вероисповедания, прихожан двух церквей Рождество-Богородической и Варваринской. Это была исключительно большая по численности населения деревня на Звенигородщине, которая имела также две церковно-приходские школы, одну из которых и закончил будущий святой мученик, прежде чем отправиться в Киево-Печерскую Лавру.

 По его личным словам известно, что десять лет с 1895 по 1905 – он служил диаконом в этой святой обители, имея сан. Здесь он прошел обширную школу служения Богу в условиях монашеской жизни и образование, которое пригодилось ему в будущем, когда он принял сан священника. Поскольку он был светским дьяконом, то был женат: жена его матушка Акилина Ивановна (1878 года рождения) была ему верной спутницей на протяжении сорока лет.

 Окончив духовную семинарию, отец Василий в 1905 году был рукоположен в духовный сан и с тех пор всю жизнь посвятил труду на ниве Божьей, пока в 1935 году, как тысячи других духовных пастырей, не был лишен возможности трудиться в Божьем храме. Этот год стал для него полон несчастья еще и потому, что его заставили покинуть село Ораное в Иваньковском районе, где он прослужил три десятка лет.

Отказавшись принять предложение отречься от сана, был выселен из Ораного по требованию местного сельсовета и переехал с семьей на родину в село Казацкое. Здесь он жил до своего ареста, выполняя требы верующих, богослужения, крещения по домам. Он верил в возможность добиться возвращения хоть одного из некогда действующих двух старинных храмов, построенных еще в конце XVIII – начале XIX веков. Но 27 октября 1937 года он был арестован по поводу обвинения в антисоветской агитации и подстрекательства верующих к требованиям об открытии храма.

 «Проводил контрреволюционную агитацию против существующего строя и колхозного движения, распространял пораженческие слухи о войне и перемене власти» (по обвинению 20.11.1937 года). Это оказалось вполне достаточным для приговора к исправительно-трудовым работам в условиях Крайнего Севера: это решение приняла Тройка при Киевском управлении НКВД в своем заседании 1 декабря 1937 года. По каким-то причинам, которые следственное дело обходит полным молчанием, приговор не вступил в силу. Можно предположить, что сделано это по поводу дела, которым в это время занималась инициативная Звенигородская так называемая межрайопергруппа, которая якобы «разоблачила» контрреволюционную фашистскую организацию церковников на территории некоторых районов ныне Черкасской области. Именно в это время процесс по поводу осуждения «группы церковников» продолжался в Киеве, где до весны 1938 года томились в застенках Лукьяновской тюрьмы немало священнослужителей из разных регионов Украины.

 В конце апреля они были казнены, о чем удалось узнать из дела одного из жителей Черкасс, священника из Винницкой области Афанасия Зофиевского. Из его свидетельства удалось ознакомиться с методами киевских энкаведешников; дело отца Афанасия поражает особо подчеркнутой циничностью и жестокостью. Возможно, по этому же делу был вывезен в Киев и осужден и отец Василий Харченко.

 Судьба его разрешилась только 9 марта 1938 года: ему был вынесен смертный приговор. Казнь произошла, как свидетельствует акт о ее исполнении, 23 марта в 23 часа: именно в это время мученически завершилась многострадальная жизнь православного священника села Казацкое на Звенигородщине Василия Ивановича Харченко.

 Реабилитирован он 25 мая 1989 г.: этот день совпал с днем ​​чествования святых новомучеников Черкасских, к сонму которых в октябре 1997 года причислен и священномученик Василий.