@
Святитель Никита, епископ Новгородский
В юные годы поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял монашеский постриг. В самом начале своего иноческого пути, по своей духовной неопытности, он затворился в пещере против воли и благословения настоятеля, преподобного игумена Никона (†1088, память 23 марта), который предупреждал о преждевременности такого подвига для молодого инока. Печерские старцы, убедившись, что неосторожный монах не слушает их, не переставали молиться за него. Через малое время ароматы наполнили пещеру Никиты, и он услышал некий голос, как бы молившийся вместе с ним. «Господи! – воскликнул неосторожный затворник, – явись мне, дабы я мог лицезреть Тебя». Голос отвечал ему: «Я пошлю тебе ангела; твори во всем волю его». Тотчас предстал перед Никитой в виде ангела бес, который повелел ему перестать молиться и сказал, что молиться будет он сам, а затворнику велел читать только Ветхий Завет. Несчастный послушник прекратил молитву. Он постоянно видел рядом с собой молившегося ангела и был спокоен, а Ветхий Завет выучил наизусть. Бес же стал открывать ему то, что творится в мире, побуждая затворника к пророчествованию. К пещере Никиты стали приходить миряне, удивляясь его прорицаниям. Так, например, Никита предсказал убиение князя Новгородского Глеба Святославича (†1078), и это предвещание сбылось. (Диавол, конечно, не знает будущего, но возвещает то, к чему склоняет злых людей, в данном случае – убийство). Старцы заметили, что затворник ничего не говорит от Нового Завета, а только от Ветхого, и поняли, что он в прелести. Силой соборной молитвы они изгнали беса из пещеры, и вывели из нее Никиту. Оказалось, что он не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать. Когда Никита пришел в себя, ему пришлось заново обучаться грамоте, как ребенку. С горьким сожалением Никита оплакал свою ошибку и с тех пор стал подвизаться в великом смирении и послушании. Наложив на себя особое воздержание, инок Никита превзошел других в добродетелях. Господь принял его глубокое покаяние и прославил его даром чудотворения. Однажды преподобный Никита во время бездождия низвел своей молитвой дождь; в другой раз он молитвой угасил пожар. За премногую любовь преподобного, обнаруженную в соблюдении заповедей Христовых, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, и преподобный в 1096 году был возведен на архиепископскую кафедру Великого Новгорода.
В годы своего архиерейства (1096–1108) святитель Никита возвел церковь Благовещения и часть архиерейских палат в Новгороде. По его мысли, хотя и после его кончины, был расписан фресками собор Святой Софии, Премудрости Божией. 30 января 1108 года святитель Никита преставился о Господе и был погребен в Софийском соборе. Вскоре началось почитание его как святого и уже в первой половине XIII века праздновалась память святителя Никиты. Прошли столетия, память о нем постепенно изгладилась, и гробница его оказалась в небрежении. В Святую ночь 1551 года некий боярин, сидя невдалеке от гробницы в ожидании Пасхальной заутрени, услышал глас: «Гробница святителя Никиты должна быть покрыта». Он поспешно пошел домой, принес покров, но прежде, чем возложить его, начал обметать гробницу, и увидел в щель нетленные мощи святителя. Боярин сообщил об этом духовным властям. В том же 1558 году, по благословению Митрополита Московского Макария, святитель Никита был причислен к лику святых. В канун его прославления один священник увидел во сне святителя в облачении, кадящим святые иконы. Когда гробницу открыли, святитель Никита пошевелился. Все были поражены исходившим от его лика светом. В то время в Новгороде укоренилась ересь, отрицающая святые таинства, иерархию и поклонение святым иконам. Перед мощами святителя Никиты глава этой ереси покаялся, и она исчезла. От мощей святителя Никиты исцелилась слепая престарелая Ксения, жительница Новгорода, а также один расслабленный; совершилось много и других чудес. Во время Ливонской войны святителя Никиту видели в облачении и с посохом в руке на коне, благословляющим русское войско.
Святитель Никита был безбородым, так и пишут его на иконах.
В настоящее время мощи святителя Никиты почивают в новгородском храме в честь святого апостола Филиппа, в приделе во имя святителя Николая. Память святителя Никиты также совершается 30 апреля, в день обретения мощей (1558), и 14 мая.
Святой чудотворец и бессребреник Кир
Был прославленным врачом в городе Александрии, где родился и получил образование. Он лечил больных безвозмездно, подавая помощь как обыкновенными средствами медицины, открытыми Гиппократом и Галеном, так и духовной силой веры и молитвы, врачуя также душевные недуги, которые часто бывают причинами телесных болезней. Своими наставлениями и примером добродетельной, истинно христианской жизни святой врач обратил ко Христу многих язычников.
В то время император Диоклитиан (284–305) воздвиг на христиан ожесточенное гонение. Святой Кир был обвинен перед наместником Александрии, что он – христианин, и многих наставляет в христианской вере; наместник приказал арестовать святого. Узнав об этом, святой Кир удалился из города в Аравийскую пустыню. Это он сделал не из страха пыток или мученической смерти за Христа, но, во-первых, исполняя слова Христовы: «Когда вас гонят в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10,23), во-вторых, из желания продолжить свою помощь ближним; в-третьих, желая достойно приготовить себя к страданиям за Господа в иноческом чине. По прибытии в Аравийскую пустыню святой Кир незамедлительно принял монашеский постриг.
Господь удостоил его дара чудотворения, и он уже не лечением и травами, а молитвой и словом исцелял всякие болезни. Видя это, язычники прославляли Имя Христово и, оставив свои заблуждения, обращались ко Христу, Истинному Богу.
В то время в Едессе (город в Киликии, юго-восточной области Малой Азии) жил святой Иоанн, благочестивый христианин, имевший почетное воинское звание. Когда началось гонение, он оставил все и пришел в Иерусалим. Услышав о святом Кире и совершаемых им чудесах, святой Иоанн возгорелся желанием подвизаться вместе с таким великим угодником Божиим. На розыски святого Кира он отправился, прежде всего, в Александрию, затем в Аравию. Найдя там святого Кира, святой Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем, усердно подражая его добродетельной жизни.
Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой – 15 лет, Феодотией – 13 лет и Евдоксией – 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили в Каноп, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил юных исповедниц отречься от Христа. Они посетили их в темнице, где вдохновенными речами укрепили в любви к Спасителю и утвердили в мужестве перед предстоящим подвигом.
Об этом было донесено градоправителю Канона Сириану, который в ярости приказал схватить обоих мужей и привести к себе. Святые Кир и Иоанн были немедленно схвачены. На допросе, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, правитель Сирией приказал жестоко пытать святых на глазах Афанасии и ее дочерей. Святые исповедники остались непоколебимыми. Оставив их, мучитель начал истязать Афанасию с дочерьми, но не смог побороть их мужества и повелел обезглавить. Вслед за ними на том же месте казнили и святых бессребреников Кира и Иоанна (†311). Христиане погребли их тела в церкви святого апостола и Евангелиста Марка. В 412 году мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канона в близлежащее селение Мануфин. В селении Мануфин было языческое капище и обитали злые духи, внушавшие всем страх. Патриарх Александрийский Феофил (385–412) хотел очистить это место, но не успел. Его преемнику святителю Кириллу (412–444) явился в видении Ангел Господень и повелел перенести в Мануфин святые мощи Кира и Иоанна. После перенесения их селение очистилось от вражеской силы. Святитель Кирилл построил в Мануфине храм во имя святых. Впоследствии их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.