@
Собор святых, на Святой Афонской Горе просиявших.
Когда, по преданию, в Иерусалиме святые апостолы вместе с Божией Матерью определили по жребию, кому какая страна достанется для евангельской проповеди, Пречистой Деве Марии досталась Иверская земля (Грузия). Но ангел Господень возвестил Ей, что эта страна просветится в будущем, а Её уделом станет другая земля, в которую Её приведёт Сам Господь. По истечении некоторого времени святой Лазарь Четырёхдневный, находившийся в те годы на епископской кафедре о. Кипра, прислал за Божией Матерью корабль, на котором Она должна была приплыть к нему. Во время путешествия внезапный ветер пригнал корабль к Афонской Горе. Люди, обитавшие там, были язычниками, но Матерь Божия просветила их евангельской проповедью и, сокрушив языческих идолов, совершила множество чудес и исцелений, а также обратила многих к Христовой вере. Покидая Святую Гору, Она сказала, что не оскудеет милость Господа к этому месту до скончания века и что Она Сама будет тёплой Ходатаицей к Богу за тех, кто будет жить на этой земле.
Через семь веков Пресвятая Дева снова удостоила Афон Своим посещением в явлении афонскому пустынножителю преподобному Петру († 734; память 12 июня). Пресвятая Богородица подтвердила, что Афон является Её уделом. Она возвестила: «Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как Гора Афонская, которую Я приняла от Сына Своего Бога нашего в наследие Себе, дабы те, кои хотят удалиться от мирских забот и смущений мира, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне будет называться Гора эта вертоградом Моим. Много люблю Я это место и придёт время, когда оно от края, на север и юг, исполнится множеством иноков. И если от всей души будут работать Богу и верно сохранят заповеди Его – великих дарований Я сподоблю их в великий день Сына Моего. И здесь, на земле, будут они иметь от Меня великую помощь: облегчу болезни и труды их, при малых средствах их они будут иметь довольство в жизни, [...] и славным сделаю имя их во всей подсолнечной».
Обещание Пресвятой Богородицы сбылось. Святые, просиявшие на Святой Афонской Горе, дали Православному миру высочайшие образцы подвижнической жизни, душевной чистоты, нелицемерной любви к ближним, искренней веры, самоотверженных бдений и постов, внутреннего духовного делания...
Монашество на Афоне возникло в V веке, а в конце VII века весь полуостров был передан императором Погонатом в вечную собственность населявшим Святую Гору монахам. С этого времени Афон начал приобретать славу наилучшего места для иноческих подвигов. Несмотря ни на какие беды, голод, многочисленные набеги арабов, неоднократные притязания иконоборцев, католиков и иных еретиков, несмотря на четырёхвековое турецкое мусульманское владычество Афон оставался и остаётся до сего дня непоколебимым хранителем Православной веры.
С материнской заботливостью опекая Святой Афон как Своё наследие Владычица мира не раз являлась афонским святым, призывающим Её в своих молитвах. Кроме преподобного Петра – родоначальника афонского монашества, которого Божия Матерь удостоила Своего посещения, Она неоднократно проявляла заботу о преподобном Афанасии Афонском († 1000); память 5 июля), основателе одного из первых общежительных монастырей и создателе Афонского монашеского Устава, удостоившегося лицезреть Её чувственными очами. Она освободила от оков преподобного Агапия (память 1 марта) и выпустила из темницы святого Филофея (память 21 октября), даровала год жизни преподобному Нифонту Ватопедскому (память 21 января), исцелила тяжкую болезнь ног обладавшему прекрасным голосом преподобному Иоанну Кукузелю († ХII в.; память 1 октября); удостоила Своим посещением преподобного Григория Доместика († ХIV в.; память 1 октября), которому Она дала монету, сотворившую впоследствии множество чудес; сподобила кормить из Своих рук преподобного Максима Кавсокаливита († 1354; память 13 января), скрывавшего от других свои молитвенные и постнические подвиги и прославившегося многими чудесами. Голос Пресвятой Богородицы удостоились слышать основатель Симоно-Петрского монастыря святой чудотворец Симон Мироточивый († 1287; память 29 декабря), безымянный игумен Ватопедского монастыря, которого Божия Матерь предупредила о намерении разбойников ограбить обитель (807 г.; память о событии 21 января), а также святой Гавриил Грузин († Х в.; память 12 июля), безмолвствовавший на горе в Иверской обители и услышавший повеление Богородицы пойти и взять приплывшую по воде икону Божией Матери, которую впоследствии стали называть Иверской или Вратарницей (празднование 12 февраля). Тайнозрителями Божией Матери были святой Геннадий Ватопедский (память 17 ноября), сподобившийся видеть совершенное чудо, когда Пресвятая Богородица незримо для других наполнила елеем пустой сосуд, а также преподобный Косма, отшельник Зографский († 1323; память 22 сентября), наблюдавший за тем, как Пречистая Дева распоряжалась в храме во время службы и сподобившийся в другой раз слышать Её голос, который повелел ему удалиться из монастыря на безмолвие. Божия Матерь благословила на мученичество преподобномученика Агафангела Есфигменского(† 1819; память 19 апреля), который некогда под угрозой отрёкся от Христа и принял магометанство, но впоследствии, став афонским монахом, исповедал перед турками свою веру и был обезглавлен; пришла Она утешить святого мученика Константина († 1819; память 2 июня), который находился перед казнью в темнице после невыносимых сорокадневных пыток; этот афонский монах в детстве был магометанином, но впоследствии решил исповедать Христа перед бывшими единоверцами.
Любовь Пречистой Божией Матери к избранному Своему уделу проявлялась ещё и в чудесных знамениях от Её икон. Православная Церковь особо чтит память прославления чудотворных образов Божией Матери Акафистной (память 12 января), Иверской (память 12 февраля и 13 октября ), Млекопитательницы (память 12 января), Скоропослушницы (память 9 ноября), Достойно есть (память 11 июня), Троеручицы (память 28 июня и 12 июля) и многих других икон, находящихся на Афоне. Списки с этих образов во множестве распространялись на Руси и не раз Богородица помогала русским богомольцам, с верою к Ней обращавшимся.
На Святой Афонской Горе и поныне существуют Великая Лавра и монастыри, издревле прославившиеся своими подвижниками. Некогда, во времена расцвета духовной жизни (X–XIV), количество обителей достигало здесь едва ли не сотни. К XX веку сохранилось всего 20 монастырей, 12 скитов и некоторое, меняющееся со временем, количество отшельнических келий. Церковь свято почитает основателей, строителей и возобновителей святых обителей: строителя и первого настоятеля двух монастырей – во имя святого великомученика и победоносца Георгия и Ксиропотамской обители – преподобного Павла Ксиропотамского († IХ в.; память 28 июля); основателей Дохиарского монастыря преподобных Евфимия и Неофита († Х в.; память 9 ноября), учеников преподобного Афанасия Афонского; основателей и первых игуменов знаменитой Иверской обители преподобного Иоанна († 998; память 12 июля) и его сына преподобного Евфимия, именуемого в Грузии Новым Златоустом († 1028; память 13 мая); возобновителя Хилендарского монастыря, бывшего Сербского царя, преподобного Симеона Мироточивого († 1200; память 13 февраля): ктитора обители Крестителя Господня Иоанна Предтечи преподобного Дионисия и его сподвижника преподобного Дометия († ХIV в.; память 25 июля); основателя Григориатской обители преподобного Григория Серба († ХV в.; память 8 декабря).
Эти прославленные монастыри воспитали многих наставников, учителей и духоносных отцов Святой Православной Церкви. В Иверской обители подвизался преемник подвижника Евфимия преподобный Георгий Иверский († 1065; память 27 июня), который продолжил его дело по переводу на грузинский язык Священного Писания и Богослужебных книг. Ватопедская обитель дала Православию великого богослова и писателя святителя Григория Паламу, архиепископа Солунского († 1359; память 14 ноября); это был замечательный теоретик и практик исихазма – учения, которое шло от пустынников IV века и утвердилось на Афоне ещё в VI веке стараниями блаженного Исихия Хоривита, Безмолвника (память 3 октября). В этом же монастыре подвизались преподобные Никодим († XIV в.; память 11 июля) и Никифор († XIV в.; память 4 мая), которые известны как учители и наставники святителя Григория Паламы. Святой Никифор оставил после себя сочинение «Мудрый способ Иисусовой молитвы», вошедшее в издание, названное «Добротолюбие». Ещё одним духовным руководителем святителя Григория был старец Лавры преподобного Афанасия Григорий Византийский († ок. 1360; память 6 апреля). Другой великий православный учитель преподобный Григорий Синаит († 1310; память 8 августа) вобрал опыт подвижнической жизни, обойдя на Афоне все монастыри и познакомившись со всеми знаменитыми для своего времени старцами Святой Горы, и написал множество наставлений о внутренней жизни и несколько канонов. Его ученик преподобный Ромил († 1375; память 16 января), живший в Лавре святого Афанасия, был наставником монаха Григория, будущего Митрополита Киевского († 1419). Воспитанником Хилендарского монастыря был известный болгарский учитель, автор «Истории славяно-болгарской» преподобный Паисий († XVIII в.; память 19 июня). Огромное количество высокодуховных творений оставил после себя воспитанник Дионисиатского монастыря и Пантократорского скита преподобный Никодим Святогорец († 1809; память 1 июля), автор знаменитой «Невидимой брани», предисловия к «Добротолюбию», многих агиографических трудов и «Службы Преподобным и Богоносным отцам, на Афоне постнически просиявшим» и др. Насельником русского Пантелеимонова монастыря был святитель Савва, первый архиепископ Сербский († 1237; память 12 января); ему принадлежит новая редакция Кормчей книги, которая легла в основу всех её русских изданий.
Святая Гора Афон, в частности Хилендарский монастырь, оказали огромное влияние на Сербскую Церковь. Из этой обители вышли многие сербские святители: кроме святителя Саввы I, который участвовал вместе со своим отцом святым Симеоном Мироточивым в строительстве Хилендарской обители, здесь до своего святительского служения подвизались архиепископ Арсений I († 1266; память 28 октября); архиепископ Савва II († 1271; память 8 февраля); архиепископ Иоанникий I († 1269; память 28 мая); архиепископ Евстафий († 1279; память 4 января); архиепископ Даниил († 1338; память 20 декабря) – составитель «Родослова», книги, описывающей жизнь сербских царей и первосвятителей; Патриарх Ефрем II († 1400; память 15 июня).
Начинал свои подвиги на Афоне в Есфигемской обители святитель Афанасий I, Патриарх Константинопольский († 1311; память 24 октября), два́жды удостоившийся в жизни Божественных откровений. В 1308 году он возвёл в сан Митрополита Киевского святителя Петра († 1326; память 21 декабря). Здесь же на Святой Горе начинали монашескую жизнь первосвятители Православной Церкви Патриархи Каллист I Катафиогит († 1363; память 21 июня) и Каллист II Ксанфопула († кон. XIV в.; память 22 ноября). Оба они известны как авторы духовных аскетических творений. На Афон в конце жизни за утешением и в поисках сердечного мира и тишины пришёл святитель Нифонт, Патриарх Константинопольский († 1460; память 11 августа), который, скрыв свой сан, нёс послушание как простой монах. Часто бывавший в России святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец († 1654; память 2 мая), за свою долгую жизнь не раз удалялся на Афон для молитвенного уединения. Здесь подвизались святитель Василий, архиепископ Солунский († IХ в.; память 1 февраля), святитель Феона, епископ Солунский († ХVI в.; память 4 апреля), и святитель Феодосий, митрополит Трапезундский († ХVI в.; память 11 января), который пришёл на святительскую кафедру из игуменов Филофеевской обители.
Безмолвие, постнические труды, пустынножительство, внутреннее умное делание, смирение, терпение и другие высшие монашеские качества привели к святости многих афонских иноков: преподобный Евфимий Новый, Солунский († 889; память 15 октября), безмолвствовал в пещере; преподобный Фома Малеин († Х в.; память 7 июля) удостоился откровения пророка Илии, а от Господа – благодати исцеления недугов; преподобный Нифонт († 1330; память 14 июня) имел пророческий дар; мощи преподобного Дамиана Есфигемского († нач. XIV в.; память 23 февраля) через сорок дней после кончины источали великое благоухание; преподобный Филофей Карейский († ХV в.; память 5 декабря) был прозорливым; такой же дар получил и преподобный Леонтий († 1605; память 18 июня), 60 лет не выходивший за пределы обители святого Дионисия; преподобный Герасим († 1579; память 20 октября) не только исцелял болезни, но и изгонял нечистых духов; испытавший при жизни клевету и злобу преподобный Симеон Босой († XVI; память 19 апреля) после блаженной кончины стал исцелять своими мощами людей; те же испытания преодолел своим смирением и преподобный Нектарий Бительский († 1550; память 5 декабря), его мощи, несмотря на то, что при жизни святой был поражён проказой, источали благоухание; за монашеские подвиги преподобных Феофила († 1548; память 8 июля) и Нила († XVII; память 12 ноября) Господь даровал обильное истечение мира от их мощей; как святые почитаются безмолвствовавший в Филофеевской обители преподобный Дометий († XVI; память 7 августа) и преподобный Дионисий Олимпийский († XVI; память 24 января), бывший некоторое время игуменом этого монастыря, а также Филофей Дионисиатский (память 21 октября).
Особо почитаются на Афоне иноки, удостоившиеся мученических венцов. В конце XIII века византийский император Михаил Палеолог решил укрепить государство за счёт сговора с католическим Римом. Униатские настроения императора поддержал Константинопольский Патриарх Иоанн Векка. Афонские иноки направили императору и Патриарху послание, в котором решительно отказывались принять унию. За это на Афон были посланы войска латинян и наёмные отряды турок. В 1284 году в Болгарском монастыре Зограф католики сожгли в монастырской башне 26 человек, причисленных к лику святых. Среди них были игумен Фома и монахи Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина (память 10 октября). В эти же годы в Ватопедском монастыре паписты утопили в море преподобномученика игумена Евфимия, а 12 иноков повесили (память 4 января). В Иверской обители многие иноки были утоплены в море, другие взяты в плен (память 13 мая). В Карейском монастыре паписты обличавшего латиномудрствующих в ереси преподобномученика Прота после многих истязаний повесили, а остальных убили мечами (память 5 декабря.)
Некоторые монахи, попавшие в руки турецким властям или по причине ложных наветов, или за бесстрашную проповедь Христа были замучены мусульманами. Среди них преподобномученики Иаков и его ученики Иаков и Дионисий Дохиарские († 1520; память 1 ноября); преподобномученик Иоасаф († 1536; память 26 октября); из Филофеевского монастыря преподобномученик Дамиан († 1568; память 23 февраля), преподобномученик Макарий († 1590; память 6 октября); преподобномученик Роман Карпенисийский († 1694; память 5 января); игумен Хилендарского монастыря преподобномученик Дамаскин Новый († 1771; 16 января); равноапостольный священномученик Косма († 1779; память 4 августа), проповедовавший Святое Евангелие в отдалённых районах Европы, в том числе в Албании; схимник Хилендарского монастыря преподобномученик Онуфрий († 1818; память 4 января).
Другие иноки и послушники афонские получили мученический венец за то, что они вначале или по малодушию, или по неразумению отреклись от Христа и приняли магометанство, но в дальнейшем покаялись у афонских старцев и решились по их благословению на открытое исповедничество своей веры перед мусульманами. Преподобномученики начала XVIII века Роман (память 16 февраля), Никодим (память 11 июня) и Пахомий Россиянин (память 21 мая), пройдя школу монашеской жизни у преподобного Акакия Нового († 1730; память 12 апреля), получили от него благословение на открытую проповедь христианской веры перед турецкими властями, за что впоследствии были подвергнуты пыткам и казнены.
Среди омывших своей кровью отречение от Христа находятся преподобномученики Илия Ардунис († 1686; память 31 января), Никодим Мироточец († 1722; память 11 июля), Феодор († 1784; память 30 января), Иоанн Болгарин († 1794; память 5 марта), Георгий († 1794), Лука († 1802; память 23 марта), Никита († 1808; память 4 апреля), Прокопий († 1810; память 25 июня), Игнатий († 1814; память 18 октября), Евфимий Новый († 1814: память 22 марта), Акакий († 1816; память 1 мая) и многие другие.
Теснейшими узами с Афоном на протяжении почти тысячелетия связана Русская Православная Церковь. Русские обители на Святой Горе являются одними из самых древнейших. Сохранились документы о том, что Русский Пантелеимонов монастырь возник во времена равноапостольного великого князя Владимира († 1015; память 15 июля). Отец русского монашества преподобный Антоний Киево-Печерский († 1073; память 10 июля) был афонским пострижеником; он пришёл к себе на родину по благословению старцев Святой Горы и принёс с собой монашеский Устав, по которому он начал строить иноческую жизнь в основанном им монастыре. С этого времени связь с Афоном не прерывалась. Другой созидатель русского монашества преподобный Сергий, игумен Радонежский († 1392; память 25 сентября и 5 июля), явился продолжателем традиций древних святых отцов, традиций, которые были возобновлены в X–XIV веках афонскими подвижниками. Влияние Афона на преподобного Сергия несомненно. Его ученик преподобный Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский чудотворец († 1412; память 7 октября), пришёл к нему в Троицкую обитель со Святой Афонской Горы. Преподобный Арсений Коневский († 1447; память 12 июня) дважды ходил на Афон. В первый раз он принёс с собой на родину икону Божией Матери, получившую впоследствии название Коневской (память 10 июля) и прославившуюся многими благодатными знамениями. Преподобный Савва Вишерский († 1461; память 1 октября) начинал подвиги на Афоне, где он трудился над переписыванием Богослужебных книг. Преподобный Савва Крыпецкий († 1495; память 28 августа) был пострижеником Афона, где он научился подвигу отшельнической жизни и безмолвия. Исихастское учение афонских монахов оказало несомненное влияние на подвижническое житие преподобного Нила Сорского († 1508; память 7 мая), который некоторое время жил на Святой Горе. Известен его ученик, преподобный Иннокентий Комельский († 1521; память 19 марта), путешествовавший с преподобным Нилом на Святую Гору. Особенно много сделал для Русской Православной Церкви инок Ватопедской обители преподобный Максим Грек († 1556; 21 января), трудившийся над переводами на церковнославянский язык творений святых отцов и Священных книг, над сочинениями против латинян, язычников и др.
Русская Православная Церковь и русские государи на протяжении многих веков щедро одаривали афонские обители и деньгами, и драгоценностями, и церковной утварью, и книгами. Связь Русской Церкви с Афоном не прерывается и до настоящего времени.
История Афона, накопленный опыт веков оправдывают данное Богоматерью обетование. Взирая на Святую Гору как на Своё Божественное наследие, Она и до сего дня не перестаёт подавать Свои благодатные щедроты, особенно тем, кто проходит здесь свой жизненный путь под крестом иноческого самоотвержения. Афон и его монастыри являются непоколебимым оплотом Православия.