@
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года в Москве. Родителей его звали Иаков и Анна. По преданию, Блаженный родился на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, где мать его горячо молилась. Когда отрок подрос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Через некоторое время мастер понял, что ученик его – не простой человек. Однажды некий купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, просил сделать их такими, чтобы не сносить за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем Тебе́ такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.
В 16-летнем возрасте блаженный Василий начал тернистый подвиг юродства. В лютый мороз и палящий летний зной ходил он обнаженный и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем обнаруживалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным. Таким образом, в действиях Блаженного открывался особый, поучительный смысл. Стало ясно, что Блаженный Василий – обличитель неправды, человек Божий; постепенно он стал пользоваться вниманием и почитанием.
Один купец начал строить на Покровке в Москве каменный храм, но трижды своды его обрушивались. Купец обратился за советом к блаженному, а тот направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст Тебе совет, как достроить Церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» – спросил купец. – «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только купец вспомнил свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить Церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, принес покаяние в содеянном поступке, испросил у нее прощение. После этого он благополучно завершил возведение храма.
Проповедуя милосердие, Блаженный Василий помогал прежде всего́ тем, кто стыдился просить милостыню, хотя крайне нуждался в ней. Был случай, когда он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался без средств к существованию, три дня ничего не ел, но не обращался за помощью.
Блаженный Василий сурово осуждал тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а в надежде легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный Василий увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал козни лукавого и прогнал его.
Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы. Даже в самых падших людях он видел зерно добра, подкреплял их лаской и ободрял. Многие замечали, что когда святой проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, то со слезами обнимал углы дома. Когда его спрашивали, что это значит, он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный Василии удостоился дара провидеть будущее и совершать чудотворения. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды обличил царя Иоанна Грозного, что он во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах. Однажды сострадательный боярин в лютую зимнюю стужу просил блаженного Василия принять от него богатую лисью шубу. Блаженный, по обычаю, побежал по улице в шубе. Недобрые люди, увидев юродивого в этой шубе, решили обманом взять ее у него. Один из них лег на землю и притворился умершим. Приятели его стали просить блаженного подать что-нибудь на погребение бедняка. Вздохнув из глубины́ сердца об их лукавстве, блаженный Василий спросил: «Истинно ли мертв ваш товарищ и давно ли умер?» Те отвечали, что он скончался сию минуту. Блаженный отдал шубу со словами Псалмопевца: «Лукавнущие погребаются». Когда праведник отошел, обманщики обнаружили, что их товарищ действительно мертв.
Как повествует история Церкви, истинное свидетельство и от врагов приносится. Так, персидский корабль, на котором было множество народа, плыл по Каспийскому морю. Начался сильный шторм, волны заливали корабль, и не было надежды на спасение. Кормчий уже не правил кораблем, ибо утратил направление пути в бурной стихии. Вместе с персами на корабле находилось несколько русских православных христиан. Во время опасности они вспомнили о блаженном Василии и сказали плывшим с ними неверным: «Есть у нас на Руси в Москве блаженный Василий, который ходит по водам, и волны его слушают; он имеет великое дерзновение ко Христу Богу нашему и силен избавить от потопления корабль наш, погружаемый волнами, и спасти нас». Едва произнесли они эти слова, внезапно все увидели обнаженного мужа, стоявшего на воде, который взял корабль за руль и направил через бурные волны. Вскоре волны утихли, ветер прекратился, и все спаслись от предстоявшей погибели.
Возвратившиеся в свою землю персы рассказали своему правителю о бывшем чуде. Шах написал об этом царю Иоанну Грозному, и когда некоторые из спасенных персов прибыли в Москву по торговым делам, то встретили на улице города блаженного Василия и в нем узнали того самого мужа, который избавил их от потопления.
Несмотря на лишения и невзгоды, испытанные при жизни, блаженный Василий достиг глубокой старости. Скончался святой 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет, 72 из которых провел в подвиге юродства. Митрополит Московский Макарий с сонмом духовенства совершил погребение великого угодника Божия. Тело его было погребено у Троицкого храма, что на рву, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани
Прославлен блаженный Василий Поместным Церковным Собором 2 августа 1588 года, по благословению Святейшего Патриарха Иова. В Покровском соборе был устроен придел во имя святого Василия Блаженного. Еще до прославления ему была написана служба соловецким старцем Мисаилом.
Много различных исцелений и чудес происходило у гроба блаженного Василия. Многие из них засвидетельствованы современниками. Православные москвичи с особенной духовной теплотой почитают память Василия Блаженного.
В описании облика блаженного Василия имеются подробности: «Наг весь, в руке посошок». Почитание его было столь сильным, что Покровский собор и пристроенный к нему придел и доны? не именуются храмом Василия Блаженного.
Вериги святого Василия Блаженного хранятся в Московской Духовной Академии.
Святой первомученик и архидиакон Стефан пострадал за веру в Христа от иудеев, которые побили его камнями. Честное тело святого мученика было брошено на съедение зверям и птицам. Сутки и еще один день лежало оно без погребения, но ни звери, ни птицы не прикоснулись к святым останкам первомученика. На вторую ночь некие благочестивые мужи по повелению знаменитого еврейского законоучителя, друга апостолов, Гамалиила тайно взяли тело святого Стефана и отнесли в селение Кафаргамала близ Иерусалима. Там благочестивый Гамалиил с честью совершил погребение архидиакона Стефана в новом гробе в пещере.
Через некоторое время рядом с первомучеником Стефаном был погребен праведный Никодим, которого научил святой вере Сам Господь Иисус Христос (Ин.3:1, 7:50, 19:39). Иудеи хотели убить его, как первомученика Стефана, но не сделали этого из уважения к любимому всем народом Гамалиилу, которому праведный Никодим был родственником. Последние годы жизни праведный Никодим провел в имении Гамалиила и скончался в покаянии у гроба первомученика Стефана. В той же пещере был погребен и двадцатилетний сын Гамалиила Авив, который принял святое Крещение вместе со своим отцом от апостолов. Со временем и сам Гамалиил был погребен близ гроба первомученика Стефана.
В 415 году пресвитер селения Кафаргамала Лукиан увидел в сонном видении благолепного старца высокого роста, с продолговатой бородой, одетого в белую одежду, украшенную изображениями золотых крестов. В руке старец держал золотой жезл. Позвав Лукиана по имени, старец велел ему идти в Иерусалим и сказать архиепископу Иоанну II (387–417), чтобы открыли честные мощи его и лежащих с ним святых. Пресвитер спросил старца, кто он, и получил ответ: «Я Гамалиил, воспитатель и учитель апостола Павла». Тогда Лукиан спросил его, где искать святые мощи. Получив ответ, он очнулся от сна. Боясь, что сонное видение было диавольским обольщением, пресвитер обратился с молитвой к Богу и просил Его подтвердить истинность видения троекратным его повторением. После этого Лукиан стал поститься, вкушая только сухой хлеб, и усердно молиться. Через неделю ему снова явился Гамалиил и повторил прежнее повеление, а также подробно рассказал, как расположены тела в погребальной пещере: гробница первомученика Стефана – с восточной стороны, праведного Никодима – с северной, его и Сына Авива – рядом, на западной стороне. После этого видения пресвитер Лукиан еще более усилил пост и молитву. Через неделю ему вновь явился святой Гамалиил. Пробудившись от сна, пресвитер Лукиан отправился в Иерусалим и рассказал о бывших ему видениях архиепископу Иоанну, который благословил его найти святые мощи. Собрав благочестивых мужей, Лукиан отправился на указанное в видении место. Увидев там холм, все решили, что под ним находится пещера. Лукиан остался на холме для ночной молитвы. В ту же ночь святой Гамалиил явился иноку Нугетию, жившему недалеко от тех мест, и сказал ему, что погребальная пещера находится не под холмом, а вблизи; на холме же полагали тела святых, когда несли их на погребение. Утром Нугетий сообщил о видении Лукиану, который вместе с бывшими с ним начал копать на холме. Тогда пошли в другое место и увидели там камень с надписью «рабы Божии». Под этим камнем был вход в пещеру, где почивали нетленные мощи святых – архидиакона Стефана, Никодима, Гамалиила и Авива. Тотчас об этом сообщили архиепископу Иоанну. Он прибыл к пещере с бывшими в то время в Иерусалиме епископами – Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. Первой открыли гробницу первомученика и архидиакона Стефана. В тот же миг сотряслась земля, в воздухе разлилось благоухание и послышалось ангельское пение: «Слава в вышних Богу и на земле мир!» Во время обретения честных мощей угодников Божиих исцелилось семьдесят три человека. Святые мощи были поставлены на холме для всенародного поклонения. Вскоре там был построен храм во имя святых, чьи мощи обрели. В нем положили мощи святых Гамалиила, Никодима и Авива. Честные мощи первомученика Стефана были перенесены в Иерусалим. Через двенадцать лет они по воле Божией были перенесены в Константинополь.
Некий константинопольский сенатор по имени Александр с женой Иулианией прибыл в Иерусалим на поклонение святым местам. Видев чудеса, совершавшиеся при гробнице первомученика Стефана, он построил каменную церковь его имени и, по благословению архиерея, перенес туда честные мощи святого. Через некоторое время сенатор скончался, завещав своей жене совершить его погребение рядом со святым Стефаном в такой же гробнице.
Вдова почившего Иулиания исполнила его волю и осталась жить при храме. Она была молода и красива, и к ней стали свататься знатные вельможи, но благочестивая женщина желала остаться вдовой. Через восемь лет она, желая избежать поклонников, решила вернуться на родину в Константинополь и взять с собой останки супруга. Получив разрешение, Иулиания приказала раскопать место захоронения и, так как обе гробницы были одинаковы, по ошибке взяла не останки мужа, а святые мощи первомученика Стефана. Когда выехали из Иерусалима, был вечер, и в первую же ночь над святыми мощами стало слышно ангельское пение, а от самих мощей исходило благоухание. Издали слышались крики бесов: «Горе нам, идет Стефан и бьет нас». Услышав это, Иулиания поняла свою ошибку, но решила, что без воли Божией это не могло произойти и продолжила свои путь. По дороге от святых мощей происходили чудесные исцеления болящих. Первомученик Стефан спас от гибели корабль, на котором перевозили его честные мощи.
В Константинополе святые мощи были встречены Патриархом, клиром и всем народом. На императорской колеснице гробницу повезли во дворец, но по дороге мулы остановились у так называемых «Константиновых бань». Никто не мог сдвинуть их с места. Чудесным образом было открыто, что святой Стефан желает быть погребенным на этом месте. По повелению императора там был построен каменный храм во имя первомученика и архидиакона Стефана, в котором с честью были положены его честные мощи. Это произошло 2 августа 428 года.
День памяти первомученика архидиакона Стефана особенно торжественно празднуется в Троице – Сергиевой Лавре, где хранится правая рука чтимого святого.